Разве есть что-то более интригующее, чем культурное наследие китайского народа? Китайский стиль интерьера завоевал большие пространства и успешно перекочевал даже в европейские страны. Только там он несколько видоизменился.
Не все европейские хозяева домов могли позволить себе приобретать дорогие аксессуары и мебель из натурального древесного массива, привезенные из Поднебесной, поэтому местные ремесленники стали копировать «фишки» дизайна, так постепенно появился китайский стиль интерьера, который назвали шинаузри. Верхушка английской аристократии спешно прятала в шкафчики сервизы из фамильного серебра, переключаясь на бесценный фарфор, отделанный розовыми цветами и сиреневыми стрекозами.
Китайский стиль интерьера: декор
В китайском почерке декора отлично смотрятся восточные ширмы, фарфор, бесподобный по красочности, подойдет и резьба по дереву, и каллиграфия, и тарелки с росписью – в общем, все, что информативно рассказывает о менталитете Поднебесной.
Европейцы были увлечены восточными аксессуарами, и их любовь непрестанно росла благодаря записям авантюристов, исследователей, послов и путешественников, обосновавшихся в далеких английских колониях.
Но особую любовь снискала роскошная китайская мебель из древесного массива, широкий ассортимент которой позволяют эффектно вписать китайские мебельные предметы в дизайн интерьера совершенно любой стилевой концепции. Китайские дизайнеры остаются лидерами в создании простого и ясного интерьера, основными элементами которого являются натуральная древесина, отделка светлых тонов, растения и аквариумы.
Вся декоративная палитра китайского интерьера заключается в чередовании и сочетании его элементов, подобный стиль можно охарактеризовать как пример бескомпромиссного функционализма в сочетании со строгостью линий и форм.
Китайский стиль интерьера дарит ощущение спокойствия, является нейтральным фоном для работы и отдыха, не раздражает и не доминирует. Бестелесность светлых оттенков, древесная фактура и вечно изменяющиеся, живые растения создают ощущение легкости и невесомости обстановки.
За кажущейся простотой скрывается тщательное продумывание каждой детали, ведь создать простую обстановку порой труднее, чем реализовать мудреный стиль наподобие витиеватого Ампир или стеклянно-металлического Хай-Тек, например — правильно задействовать трансформируемую мебель, что особенно актуально в небольших квартирах.
Еще один важный источник идей для создания интерьера в китайском стиле – добротная деревянная мебель из Китая от компании «Lebetter» — производителя и экспортёра мебельной продукции высшего класса.
«Китайский стиль» — это примерно тоже самое, что борщ в американском ресторане, суши в тульском кафе или пицца, приготовленная тетей Даро с хмели-сунели и сулугуни. Не скажу «невкусно», но это адаптация (упрощение и переиначивание на свой манер).
Как европейцы обезьянничали?
Шинуазри — точно такая же адаптация, точнее, европейская интерпретация восточно-азиатского дизайна. Это вообще не восточный стиль, хотя и слово «шинуазри» происходит от французского слова «chinois», что означает «китайский». Исторически стиль был ветвью «рококо» — «экзотизм». Экзотизм — это и африканский, и ново-зеландский, и индийский, и колониальный, и магрибский стили. Шинуазри — это трактовка ориенталистики. Иными словами, если знаток живописи Бирмы узреет характерные черты отрисовки пионов в интерьере шинуазри, пусть ему будет утешением, что европейцы «обезьянничали», подражали культуре восточных стран, а не копировали один в один китайское.
… Началось все с поставок фарфора на европейский рынок, и Европа, привыкшая судить о себе, как о Пупе Цивилизации, увидела, что в Китае, который населяют «не такие, как мы», и вообще не очень понятно, «люди ли», есть высокоразвитая иная, очаровательная культура (я не преувеличиваю про «экзотов»: с эпохой географических открытий про аборигенов открытых стран часто спорили — это «разновидность человекоподобного животного» или просто «дикий, запущенный вид человека»).
Выходило так, что на востоке жили удивительные мастера, уровень работ которых впечатлял. Вазы, затем шелка и картины экзотического Китая удивляли тонким письмом, точностью и изяществом изображения. Все это очень понравилось публике «со вкусом», все китайское входит в моду.
Самые практичные — немцы — попробовали создать свой фарфор, в 1708 году были созданы первые образцы, и уже через три года в Саксонском Мейсене открылась первая фарфоровая фабрика. Тогда же и возник первый заказ на копирование сюжетов в как бы китайском стиле. Замечу, что очень скоро немцы сообразили, что правильнее создавать свой собственный , «марочный» стиль.
Как выглядели первые интерьеры шинуазри?
Первые вариации выглядели очень пышно, очень нарядно. Шинуазри покоряет королей: парадные комнаты, столовые и будуары дворцов украшают в «китайском вкусе» (на самом деле, в «европейском» на заданную тему). Пальму первенства в китайском шике держат короли Людовика XV и Георга IV. Но вскоре шинуазри становится подобием эстетической пандемии. От королей «инфекция» передается дворянству, от него мещанам и даже нижним слоям населения, далеким от следования моды (последнее связано с ростом потребления чая обычными гражданами и их стремлением завести для чая «правильную» чашку — так появляется недорогой фаянс и даже глиняные кружки и горшки с росписью под «Китай»).
Интерьер в стиле шинуазри включал в себя:
«чайное» направление — китайские сервизы, мебель для выгодной подачи этой посуды, вазы, стулья, чайные ящики, подносы.
«райское» направление — все, что напоминало бы вечнозеленые кущи: обои с райскими птичками, сложную обивку мебели с сюжетами на природную тему, изысканный фарфор с росписью садами и экзотическими плодами и птицами.
«пасторальное» направление — милующиеся красотки в кимоно и их кавалеры: в росписи предметов мебели, обоев, обивки; виды природы с красивыми садиками; гуляющие с зонтами людьми в восточных одеждах; китайские пастушки и барашки.
Цвета: золотистый, бронзовый, насыщенно желтый, аквамарин, бирюзовый, оранжевый, черный, темно-красный, зеленый.
Приметы шинуазри современном интерьере
Современный стиль уже не впадает в истеричную роскошь, это уже искусство полунамека, гармонии актуального, старинного, национального и заимствованного.
Стиль узнаваем по парным высоким вазам, по стремлению к симметрии, по включению в оформление бело-синего акцентного фарфора, по предпочтению лаковой расписной мебели. Для шинуазри все также важны ключевые мотивы: пагоды, фонарики, драконы, как бы китайские пейзажи с бамбуками и мостками через реки. Дома украшают фигурками парных собак фу и даже статуями в натуральную величину на входе или в фойе.
Бело-голубой шинуазри в современном интерьере
Бело-голубая тема — самая деликатная из подстилей шинуазри — наиболее популярна у европейцев-пользователей и дизайнеров-профессионалов. Если с пышными золотистыми райскими птицами и всей, наотмашь бьющей ослепляющей, красотой легко впасть в экстаз цыганской роскоши, то бело-голубая тема создает правильное «восточное» настроение, обладая при этом эстетической сдержанностью.
Первые подражатели китайскому стилю черпали вдохновение из традиционного бело-голубого фарфора Мин. Это классические темы росписи ширм, ваз, подсвечников, подносов, сервизов и пр.
Кстати, голландская фаянсовая посуда и наш гжель — увы, изначально, имитация. К счастью, художники, осваивавшие первые росписи в стиле шинуазри, вовремя спохватились и пошли «своим путем», твердо выводя национальные промыслы на создание собственного стиля.
Украшение интерьеров вазами шинуазри сегодня не имеет никакого прикладного значения и носит чисто эстетический характер. Дизайнеры советуют группировать вазы для достижения максимального эффекта.
Ротанговая, бамбуковая лаковая мебель, циновки или плетенные коробки и мешки также гармонично смотрятся в интерьере шинуазри. Бело-голубая тема обычно поддерживается «рифмами» — парными предметами.
Обращу ваше внимание, что диванные подушки на фото ниже не имеют ничего общего с шинуазри, но, благодаря пасторальной тематике, и бело-голубым перекличкам цвета, вполне на месте.
Очень выигрышно смотрится бело-голубая тема в масляной росписи ванн (или рисунку обоев).
Ниже на фото приятный интерьер, в котором светильник в виде птичьей клетки гармонично сочетается с подушкой, украшенной птицами. Симметрия стульев с расположенными на них бело-голубыми чашами, отсылает нас к китайской эстетике.
Интерьер, скорее, старо-голландский, но мы уже знаем про имитационную практику голландского фаянса, представленного в интерьере, — это тоже шинуазри с бело-голубой тематике.
Вот такая трактовка китайской темы — шинуазри. Легкая, небесная тема Поднебесной Империи, как это понимали и понимают европейцы. Сам я недавно побывал в Китае, и должен вам сказать: китайцы точно также, как и мы, подражают «экзотическому» стилю. Для них экзоты — это мы с вами. Поэтому я там встретил и русско-китайскую деревню из теремов-пагод, и голландский классицизм, напяленный на панельки, и много еще чего смешного.
Но уж лучше смеяться над культурами друг друга или делать архитектурные комплименты друг другу, чем крушить мосты между народам.